Иметь фирменный аромат – значит быть полностью уверенной в постоянстве своих вкусов. Он может быть тесно связан с личностью и с тем, как мы хотим выразить свое чувство идентичности миру. Между тем, многие не могут носить один и тот же аромат дольше четырех лет.
Эта тенденция заставляет нас чувствовать, что упускается определенный принцип гипергламурной женственности – как принцесса Диана, пролившая Quelques Fleurs от Houbigant Paris на свое свадебное платье, или Жозефина Бейкер, объединившаяся с парфюмером Жаком Герленом для создания Sous Le Vent специально для нее.
Мы все по-разному интерпретируем ароматы, и нет такого, что один взгляд «лучше» другого. Некоторые принимают решение выбрать единственный аромат, который будут носить в обозримом будущем. Другие склонны менять ароматы в зависимости от настроения, сезона или лунной фазы. А третьей группе людей легко наскучить, и они тяготеют к разным флаконам на разных этапах жизни.
Если фирменный аромат является именно таким: постоянным, надежным и вневременным, то что, с химической и психологической точек зрения, означает, когда некоторые из нас теряют интерес к тем же ароматам, которые другие могут носить всю жизнь?
Запах настолько силен, что даже когда наши обонятельные способности меняются, восприятие запаха в нашей памяти неизменчиво. Возможно, больше, чем любой другой аксессуар красоты, парфюм находится в центре нашей диаграммы Венна, объединяющей тело и разум, и именно здесь возникает много вопросов.
Запахи давно переплелись с культурными традициями, в некоторых случаях почти церемониально. Парфюмерия, по крайней мере, такая же древняя, как вавилонская Месопотамия, где первый в мире химик, парфюмер по имени Таппути, разработала те же методы извлечения запахов, которые используются и сегодня.
В бронзовом веке парфюмерия была не просто «культурной достопримечательностью», но и центральным бизнесом. В 2005 году итальянские археологи обнаружили на Кипре крупную парфюмерную фабрику, которая, как считается, была центром прибыльного экспортного бизнеса на Ближнем Востоке. Похоже, что фабрика была чем-то вроде «промышленного комплекса», на обширной территории которого, вероятно, находились оливковый пресс, винодельня и медеплавильный завод. Ученые воссоздали 12 различных духов по следам ароматов – эссенций, полученных из местных растений, таких как лавр, корица и мирт, и смешанных с оливковым маслом – найденных в глиняных бутылках на территории завода.
Запах – это ключевая нить нашей морали.
Если от вас хорошо пахнет, то вас сразу относят к «приятному человеку», а если плохо, то на очень внутреннем уровне мы чувствуем, что человек неприятен. И это очень сложный стереотип, который нам трудно преодолеть. Считается, что ваше внутреннее «Я» представлено в зависимости от того, как от вас пахнет.
Невролог и психиатр, доктор Алан Хирш в 2008 году опубликовал в «Международном журнале терапии эфирными маслами» масштабное исследование о воздействии, которое определенные запахи оказывают на поведение, эмоции, настроение и/или взаимодействие между людьми. Это влияние нельзя недооценивать.
По его словам, плохие запахи, как правило, усиливают агрессию, негатив. В то время как приятные запахи побуждают людей к более расслабленному и хорошему настроению. Парфюмерия может побуждать людей воспринимать окружающих более позитивно или более негативно.
Наша склонность менять или придерживаться какого-либо фирменного аромата имеет как химическое, так и психологическое объяснение. Существуют три анатомических фактора, каждый из которых связан с тем, как меняется наш организм с возрастом.
Три анатомических фактора
Первый фактор довольно прост: с возрастом наши обонятельные способности снижаются, как и многое другое! Начиная с рождения и последующие годы, вы теряете около 1% обонятельных нервов в год. (Примерно половина людей старше 65 лет и три четверти людей старше 80 лет имеют сниженную способность к обонянию). С возрастом мы склонны использовать духи с более интенсивным ароматом, например, мускусом, амброй и другими специями – просто потому, что многие наши органы обоняния снижаются.
Второй фактор – корреляция. Не только наше общее обоняние снижается (хоть и постепенно), но и наши способности определять конкретные запахи (некоторые из них сильнее, чем другие).
Когда вы чувствуете запах духов, это может быть смесь множества различных нот. И из этих нот, возможно, двух или трех, некоторые могут действовать положительно, некоторые – отрицательно. Одни могут усиливать запах, другие – подавлять его.
Возьмем всем известный Santal 33 от Le Labo. В нем наиболее ярко выражен древесный, почти терпкий сандал. Но в аромате также присутствуют ноты теплого кедра, пряного кардамона и пудровой фиалки. Каждый из нас по-своему интерпретирует эти ноты, одни сильнее, чем другие, поэтому в 30-40 лет мы можем больше ценить эти богатые, насыщенные ароматы, чем в подростковом возрасте. Это также объясняет, почему парфюмерия начинает пахнуть менее многослойно и тонко.
Третий фактор связан с воспоминаниями. Поскольку человеческий организм подвергается большему количеству внешних раздражителей, таких как инфекции и лекарства, мы можем столкнуться с еще большим снижением обоняния.
Женщины обладают гораздо лучшей способностью чувствовать запахи, чем мужчины, особенно в период овуляции, когда обонятельные способности, как правило, наиболее высоки. Память и обоняние тесно связаны между собой, гораздо больше, чем любое другое чувство – это также означает, что у женщин обоняние переплетено с восприятием памяти больше, чем у мужчин. Психологически мы формируем свою реакцию на запах, основываясь на том, как мы впервые с ним столкнулись, и это воспоминание закрепляется в коре головного мозга. Это может быть особенно актуально для тех людей, которые на протяжении десятилетий пользуются одним и тем же фирменным ароматом.
У нас действительно формируется вкус, но наша память о нем меняется со временем. Наша память о запахе отличается от того, что мы чувствуем на самом деле. Поэтому мы можем просто регулярно пользоваться каким-то запахом каждый день, и по мере того, как мы становимся все старше и старше, мы уже не так хорошо его различаем.
Но как быть с теми из нас, кто постоянно меняет парфюмерию, пополняя свои коллекции и делая это, казалось бы, без всякой причины? Возможно, это означает, что у нас есть более обширная сокровищница воспоминаний об ароматах, которую мы можем разграбить, как бы путешествуя во времени. Вдыхая аромат, он возвращает нас к определенному моменту жизни, где этот запах играл важную роль.
Конечно, мы не обязательно должны делится на группы по количеству ароматов, которые у нас есть в «парфюмерном гардеробе». Стоит разделять нас по типам ароматов, к которым мы тяготеем в первую очередь. Одну группу можно назвать «любителями сложных ароматов», или теми, кого интригуют более «сложные» ноты и профили ароматов. Другую группу – «любителями легких ароматов».
Благодаря исследованию возрастных групп, проведенное доктором Хиршем, мы видим, что два сегмента соответствуют определенным периодам нашей жизни, причем, что вполне понятно, переломным моментом является подростковый возраст. В одном исследовании, посвященном связи обоняния и ностальгии, его команда опросила 989 человек из 45 штатов 39 стран. Дети и молодые люди почти всегда предпочитали те ароматы, которые связаны с едой и отдыхом, как, например, шедевр DKNY начала прошлого века Be Delicious, который выпускается в форме яблока «Грэнни Смит» и сильно пахнет этим фруктом, смешанным с огурцом и грейпфрутом. Представители старшей возрастной группы, как правило, выбирали природные и цветочные ароматы. А вот с подростками постарше оказалось немного сложнее, так как они постоянно меняли свои предпочтения.
Но все это оговорено одной очень важной деталью, которая заключается в том, что каждый результат, каждый вывод зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от культуры. В прошлом году, по данным EuroMonitor International, мировой парфюмерный рынок оценивался в $48 миллиардов, причем предпочтения в ароматах сильно коррелируют с географическим положением. Недавний отчет Byrdie, например, показал, что японские обонятельные предпочтения склоняются к мягким, фруктовым ароматам; жители Великобритании склонны к сладким и цитрусовым цветочным ароматам; россияне чаще предпочитают древесные ароматы, но также пользуются цветочными и цитрусовыми.
Но это все не делает привлекательность «фирменного аромата» менее сильной, а неуверенность некоторых в том, что у них его нет, менее оправданной. Парфюм – это акт близости, сувенир на память о времени и месте.
И если мы действительно являемся тем, чем мы пахнем, то, возможно, не зря все мы воспринимаем ароматы по-разному.